27 нояб. 2007 г.

Билет на поезд

Tickets
Режиссеры: Эрманно Олми, Аббас Киаростами, Кен Лоач
Сценарий:
Эрманно Олми, Аббас Киаростами, Пол Лаверти
В ролях: Карло Деле Пиане, Валериа Бруни Тедески, Сильвана де Сантис, Филиппо Трохано, Мартин Компстон, Уильям Руане, Гэри Майтланд
Операторы: Махмуд Калари, Крис Менгес, Фабио Олми
Производство:
Италия-Великобритания-Иран, 2005
Продолжительность:
115 мин.
Фестивали: официальная конкурсная программа Берлинского МКФ и Tribeca IFF, фильм открытия Tirana IFF, участник Эдинбургского МКФ (в рамках программы Directors’ Show Case)


Три венценосных режиссера. Один фильм. 100% артхауса


Трое европейских режиссеров - обладателей всех возможных кинонаград - собрались вместе, чтобы осуществить этот проект. Каждый из них рассказал свою историю - о любви, о самопожертвовании, о шансе на понимание, но всех их персонажей объединил один поезд, следующий через Центральную Европу в Рим.


Все дороги ведут в Рим. Но самое интересное случается именно в дороге...


Во время вынужденной стоянки на маленькой станции престарелый бизнесмен вдруг понимает, что на жизнь можно смотреть не только с точки зрения бизнеса. В том же поезде молодой человек находит свою любовь и осознает, что это не только счастье, но и ответственность, которую надо принять. А трое молодых шотландцев, которые направляются в Рим на футбольный матч, вынуждены признать, что мир живет по более сложным, нежели футбольные, правилам.


Поезд слишком многое изменил в жизни своих пассажиров. Этот фильм - о великом шансе все изменить, и этот шанс может подарить обычный БИЛЕТ НА ПОЕЗД.


Из каталога Эдинбургского МКФ:


Фильмы, составленные из отдельных новелл, переживали свой рассвет в 60-ые, когда первая волна международной ко-продукции вылилась в, казалось бы, бесконечный поток новых талантливых проектов. Некоторые из них были действительно выдающимися (как, например, снятый в 1963-м году "РоГоПаГ" ("Ro.Go.Pa.G") - название картины составлено из фамилий четырех его режиссеров: Росселини, Годар, Пазолини и Грегоретти; двумя годами позже появился "Париж глазами шести" ("Paris Vu Par"), к созданию которого также причастен Годар, а также Руж, Шаброль и Рохмер); но было и много других аналогичных проектов - менее интересных. Для режиссеров это было шансом вытащить из дальнего ящика невостребованные материалы - фрагменты идей, отдельные наброски, которые не дотягивали до полного метра; для продюсеров это была возможность заполучить сразу несколько громких имен в копилку одного проекта за сравнительно невысокую цену. Зрителями же подобные эксперименты по большей части воспринимались как изысканное блюдо для настоящих кино-снобов: "вот это я называю настоящим артхаусом". После некоторого перерыва, эта специфическая форма кинематографа начала вновь возрождаться три года назад: сначала появился шероховатый "11'09''01", а не так давно мировую кинообщественность взволновал выход на экраны "Эроса" в исполнении Микеланджело Антониони, Стивена Содерберга и Вонга Карвая. Последний подтвердил имидж позднего творения своих создателей, оказавшись на поверку одним из худших образчиков жанра.


Последний эксперимент на данном поприще - фильм "Билет на поезд", общее детище Эрманно Олми, Аббаса Киаростами и Кена Лоуча - оказался намного удачнее своих предшественников. Изначально задуманный как целостное произведение трех очень разных авторов, на деле фильм оказался антологией, основанной на оригинальной идее Олми, чьи отдельные истории связаны между собой лишь единым местом действия - поездом, который следует в Рим. Фильм открывает новелла Киаростами - легкая комическая история о молодом итальянце, который по долгу солдата альтернативной службы выполняет незавидное поручение - сопровождать суровую вдову генерала на похороны мужа. Дополнительное препятствие для иранского режиссера создавал тот факт, что все диалоги в его эпизоде целиком ведутся на итальянском, однако режиссера это не испугало: он непринужденно играет в импровизацию, добиваясь от актеров удивительно естественной игры.


Сегмент Олми менее удачен: пожилой биохимик, возвращаясь домой с научной конференции, вспоминает женщину, которая мимолетно увлекла его, и эти воспоминания навевают атмосферу томной сексуальной меланхолии. Как и в двух последних фильмах режиссера ("The Profession of Arms" и "Singing Behind the Screens"), чувствуется его увлечение темой милитаризма, которое в этом случае воплотилось в эпизоде с тщательной вооруженной проверкой пассажиров поезда. Главные же почести достаются Лоачу. Работая вместе с троицей свои актеров из "Sweet Sixteen", Лоач вместе со сценаристом Полем Лаверти создают острую, динамическую историю об украденном билете, группе албанских беженцев и шумной банде кельтских футбольных болельщиков, которые едут в Рим на матч Лиги Чемпионов. Этот эпизод демонстрирует не только глубокий гуманизм режиссера, но и просто таки неудержимый юмор, который часто пропускают мимо внимания в других фильмах Лоача.


Три билета - одно кино:


Из беседы с Аббасом Киаростами и Кеном Лоачем
Zsolt Gyenge (с) Berlinale Talent Campus


"Билет на поезд", показанный во внеконкурсной программе последнего Берлинале, стал одним из самых долгожданных фильмов фестиваля. Этот кинематографический эскиз, созданный тремя именитыми режиссерами (Эрманно Олми, Аббас Киаростами, Кен Лоач), приглашает зрителей в путешествие из Центральной Европы в Рим. Три режиссера рассказывают три разные истории, которые объединяет одно место действия и некоторые второстепенные персонажи. Разделять этот фильм на отдельные короткометражки будет не совсем правильно, поскольку истории не имеют обычных для таких случаев четких границ - это почти что целостная история, в которой лишь сменяется акцент от одного персонажа к другому.


Вопрос в том, как три таких разных, но одинаково сильных "автора" смогли работать вместе, как они умудрились сделать каждый свой отдельный фильм в рамках единой структуры. Режиссеры, которые участвовали в дискуссии по этому вопросу - Лоач и Киаростами - утверждают, что каждый из них отдельно снимал свой собственный фильм. Лоач: "Нет другого способа работать. Ты должен следовать внутренней логике своего собственного предмета". Киаростами добавляет, что настоящее общение между режиссерами началось на этапе соединения частей. Но лента объединила в себе не только трех режиссеров, но и три разные культуры и три языка. Во время съемок Киаростами убедился, что "язык не так важен, поскольку ты можешь общаться при помощи жестов, мимики и выражения глаз". Культурные различия оказались легко преодолимы.


Когда Кена Лоача спросили, что общего между тремя режиссерами, он ответил: "Все мы хотим достичь максимальной простоты в изображении, чтобы лучше донести до зрителей идею фильма. Простота и ясность редко встречается в кино в последнее время, наоборот – наблюдается тенденция к преувеличению и драматизации. Простота, ясность и экономия - вот что нас объединяет".


То, что три режиссера смогли создать целостное произведение, одновременно обогатив его каждый своим персональным стилем, делает этот фильм таким особенным. И Лоач, и Киаростами сошлись на том, что стиль Олми значительно отличается от того, что делают они. Несмотря на это, Киаростами настаивал на том, что общее место действия и персонажи удерживают эти три истории вместе. Лоач говорил об "особой чувствительности и внимании к взаимодействию между отдельными людьми", которые, он уверен, разделяют три режиссера, не смотря на различия индивидуальных стилей. Он также упомянул о стимулирующем эффекте ограничения замкнутым местом действия. "Необходимо сконцентрироваться на самой сути того, что ты делаешь. Это как музыкальная форма: ты должен работать внутри очень жесткой структуры".


Этот фильм - особенно отрывок Лоача - имеет сильные политические коннотации. Английский режиссер говорил о жесте кельтских болельщиков, которые поделились всем, что имели, с албанскими беженцами. Он сравнил это с реакцией мировой общественности на недавнее цунами. Он настаивал на том, что каждый засунул руку в карман и вытащил деньги, потому что к этому стимулировали медиа и политики, но никто не сделал того же самого по отношению к пострадавшим от войны в Ираке.


Три стиля соединены в одном узком пространстве поезда и, несмотря на различия, что-то объединяет эти видения.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
mixazen@gmail.com
Бергман, Кустурица, Кидук, фон Триер, Бертолуччи, Трюффо, Джармуш, Феллини, а также лучшие образцы европейского, американского и российского артхауса.
Ochre FixSim_112007