
Сценарий: Джо-юнг Хванг, Чан Хьенг Ли, Джун-хьюнг Лим, Чхан-ук Парк, по мотивам романа Александра Дюма "Граф Монтекристо" и одноименной манги Цутия Гарона.
В ролях: Мин-сик Цой (О Дэ-су), Чхи-Тхэ Ю (Ли Ву-чин; в русской версии его дублирует Гоша Куценко), Хе-Чжонг Канг (Мидо)
Оператор: Джеонг-хан- Джеонг
Оригинальная музыка: Джеонг-ук Джо
Также используется музыка Антонио Вивальди (тема "Зима" из "Четырех времен года")
Производство: Южная Корея, 2004
Продолжительность: 120 мин.
Официальные сайты: www.oldboy-movie.jp (яп.),
http://www.oldboy.ru(рус.)
Гран-При жюри 57-го Каннского кинофестиваля 2004 (за награждение этого фильма "Золотой Пальмовой ветвью" голосовал, по его собственным словам, Квентин Тарантино, но, несмотря на то, что у него как у председателя жюри было два голоса, ему одного голоса не хватило), Большой колокол Южной Кореи (Grand Bell Awards - главная кинонаграда, южно-корейский "Оскар"): лучшему режиссеру, лучшему актеру (Мин-сик Цой), лучшему художнику по свету, за лучший монтаж и за лучшую музыку
О ФИЛЬМЕ:
Old Boy (олдбой) - в переводе с английского - однокашник (одноклассник), а также это слово можно перевести как "старина", "приятель".
Квентин Тарантино о фильме:
"Это был лучший фильм Каннского фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр - подобные фильмы появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире".Из интервью, взятого Марией Кувшиновой для "Известий"
"Меня просто осчастливил этот фильм". Из слов, сказанных на пресс-конференции на Каннском кинофестивале 2004
История появления фильма
"Old Boy" сделан на материале одноименных японских комиксов манга 1997 года, состоящих из 8 томов, автором текста которых был Цутия Гарон (хотя ходят упорные слухи, что их автором был знаменитый писатель Карибу Марли), а рисунки сделал Минегиси Нобуаки (специалист по "Ма-дзен Манга", среди его известных работ "Тейпан", "Абуремон" и "Дзиои Реика").
У Дон-Чу Кима, исполнительного продюсера фильма, возглавляющего компанию "Show East", оказалось достаточно чутья, чтобы купить в Японии права за меньше чем 11 тысяч евро и пригласить режиссера Чхан-Ук Пака и актера Мин-Сик Цоя . Проект казался довольно дерзким, так как в то время в стране сборы делали комедии и фильмы-экшн. Однако Old Boy оказался одним из самых популярных фильмов года в стране, обогнав такие голливудские блокбастеры, как "Убить Билла. Фильм 1" и "Матрица: Революция", и теперь "Universal Pictures" пригласила Дон-Чу Кима в качестве исполнительного продюсера сделать американский римейка фильма (релиз картины с тем же названием назначен на 2006 год). Что касается адаптации сюжета Чхан-Ук Паком, то режиссер остался верным духу манги, однако привнес в нее свое личное отношение, особенно в конце истории, когда открываются причины, по которым был похищен герой истории.
Чхан-Ук Пак о фильме:
"Old Boy" - это история о Мести, которой я посвятил и свой предыдущий фильм "Сочувствие господину Мести". Эти два фильма могут показаться очень похожими, но в Old Boy я хотел показать Месть в другом ракурсе - с положительной стороны, чтобы люди пережили катарсис с помощью акта мести. Для меня Месть - самая драматическая тема на свете. Сейчас в нас намного больше гнева, чем в прошлом, но мы живем в мире, где нам не позволяют дать ему выход. А когда мы живем в обществе, где нельзя решить проблему нашей ненависти или злобы, месть неизбежно становится темой, которая вызывает все больший и больший интерес".
ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ В ФИЛЬМЕ:
Часть 1. "Кто этот человек и почему он так сильно меня ненавидит?"
Однажды в 1988 году ничем не примечательного человека по имени О Дэ-су (что-то типа Добронравов), который жил вместе с женой и любимой маленькой дочерью, похищают прямо перед его домом. Через какое-то время он просыпается и обнаруживает, что находится в частной тюрьме. Дэ-су страдает от произошедшего с ним несчастья, его глубоко потрясает увиденное по телевизору сообщение о том, что его любимая жена была зверски убита. Полиция подозревает, что убийство совершил Дэ-су, поскольку на месте преступления найдена его кровь. Потрясенный этим известием, Дэ-су осматривает руку и находит след от иглы шприца. Дэ-су пытается покончить собой, но неудачно. Время идет, и он начинает записывать все свои поступки, которые могли бы причинить страдания или боль другим людям. Он бормочет: "Я причинил боль слишком многим людям... И я уверен, что человек, заточивший меня сюда и убивший мою жену, - один из них"... После этого Дэ-су привыкает к темноте, царящей в камере, и тренирует свой ум и тело. Он клянется отомстить человеку, который разрушил его счастливую жизнь. Когда все тело Дэ-су становится покрытым татуировками, говорящими о длительности его заточения, в комнату пускают газ, и он засыпает.
Часть 2. 2003 год. Человек, который подвергнут заключению. "Помни, почему ты попал в камеру!"
Придя в себя, Дэ-су обнаруживает, что его выпустили на свободу с бумажником, полным денег, и мобильным телефоном. Когда Дэ-су обедает в японском ресторане, ему звонит незнакомый человек и просит его выяснить, почему он был подвергнут заключению. После того, как мужчина вешает трубку, Дэ-су падает без сознания и позднее просыпается у кого-то в квартире. Она принадлежит молодой женщине по имени Мидо - она работает поваром в японском ресторане, где он обедал. Дэ-су рассказывает Мидо о своем 15-летнем заключении, и Мидо, обливаясь слезами сочувствия, обещает помочь ему отомстить. С помощью Мидо Дэ-су начинает посещать разных людей, которые могли затаить на него обиду. Но все попытки не дают результата.
Однажды с Мидо вступает в контакт в чате некто, называющий себя "Вечнозеленый". Он просит ее передать привет Дэ-су. Позднее Дэ-су наконец находит тюрьму, в которой его держали. Там он обнаруживает кассету с записью, на которой только одна фраза: "Посадить Дэ-су в тюрьму на 15 лет - он слишком много говорит"... Не имея почти никакой информации, Дэ-су начинает искать мужчину, который скрывается за именем Вечнозеленый. Поиски увенчались успехом, и в итоге он сталкивается лицом к лицу со своим похитителем. Преступник говорит Дэ-су, что тот никогда не узнает, почему его держали в заключении, если убьет его сейчас и взамен предлагает пари. Похититель говорит Дэ-су, что если тот откроет причину в течение пяти дней, он покончит с собой. Если нет - убьет Мидо, девушку, которая помогает Дэ-су.
Чтобы избежать слежки и прослушивания, Дэ-су и Мидо прячутся в дешевом мотеле и проводят ночь любви. На следующий день Дэ-су приезжает в школу, которая носит название Вечнозеленая.
Часть 3. Забытое прошлое раскрывает тайну, связывающую двоих людей.
В школе Дэ-су находит в альбоме фотографию своего похитителя. Его зовут Ли Ву-чин, и у него есть сестра по имени Ли Су-ах. Наконец-то Дэ-су вспоминает день, когда он стал свидетелем того, как Ву-чин и Су-ах занимались любовью на школьном складе. Он рассказал об увиденном своему другу, и на следующий день об этом говорила уже вся школа. Не в силах вынести это, Су-ах покончила с собой. Дэ-су сразу же приходит к Ву-чину и требует, чтобы тот покончил с собой, поскольку он, наконец, нашел причину, по которой его держали в заключении. Но неожиданно Ву-чин протягивает Дэ-су коробку. Дрожа от страха, Дэ-су развязывает ее, и открываются тайны отношений Дэ-су и Мидо...
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ:
Могу ли сказать что-нибудь плохое об Old Boy? Нет. Фильм этот просто-напросто шедевр современного кино, который должна посмотреть широкая публика, а не только поклонники азиатского кино. К сожалению, Голливуд уже схватил эту картину, решив, что она нуждается высокобюджетном римейке. Я не буду тратить время на рассуждения о бессмысленности этого проекта, зато настоятельно рекомендую вам посмотреть оригинал до того, как выйдет разжиженная "переработка" Old Boy, которая лишит его первоначальной силы. ("Grudge Match", 13.08.2004)
Это атака и в философском и в эстетическом отношении - жестокая, шокирующая, выбивающая из колеи и, в то же время, удивительно красивая. (Р.Винандс)
Режиссер Чхан-Ук Пак взял завораживающую завязку и изобразил ее яркими мазками атрофировавшихся чувств. Old Boy технически блистателен, в нем достоверно передано безумное, загипнотизированное мышление главного героя. Интенсивные цвета, пронизанные холодным серым и резким черным, в совокупности с неоэкспрессионистическим городским пейзажем порождают самые ужасные предчувствия и эмоции. С начала до конца наше внимание приковано, можно сказать, втянуто в маниакальную идею главного героя - узнать, кто совершает с ним все эти ужасы и почему. (Керк Ханикафф и Рей Беннетт, "The Hollywood Reporter", Канн-2004, 19.05.2004 )
Фильм Чхан-Ук Пака похож на молодую пантеру, чьим упругим изяществом продолжаешь восхищаться (хотя бы в силу обычной инерции ума), даже когда пантера вовсю отгрызает тебе вторую ногу... (Petroo, SQD.RU: Сайт обзоров, 22.11.2004)
[О саундтреке к фильму - прим. ред] Сложно писать об этом диске спокойно, не впадая в пафос и удерживаясь от криков "лучшая музыка к движущимся картинкам за последние ...цать лет". Тем не менее слова Квентина Тарантино об Old Boy ("абсолютный шедевр; подобные фильмы появляются раз в десять лет, не чаще") в полной мере можно отнести и к работе Ен-Вука Джо: столь конгениальной драматическому действию музыки давно не доносилось с экрана. В такт женскому шепоту и ровному пламени мести колышутся тени мелодий - вальс, камерная скрипичная сюита, симфонический бурлеск, даже что-то вроде техно. В самые трагические минуты саундтрек к Old Boy достигает каких-то запредельных высот - уровня "Адажио" Альбинони или "Реквиема" Моцарта. Главная же тема фильма – тот самый вальс, немного напоминающий вальс из свиридовской "Метели" - принимает самые разные обличья, с каждым разом все более пронзительные, и в конце, когда утихают инструменты и остается одинокий человеческий голос, еле слышно, почти бесстрастно мычащий знакомые ноты, лишь бессердечная скотина сможет удержаться от слез. Возможно, голливудские кинокомпозиторы тоже смогли бы сочинить что-нибудь подобное - но для этого их следовало бы сперва на 15 лет усадить в комнату, лишенную окон. ( Алексей Мунипов, PREMIERE, ноябрь 2004)
Old Boy убедительно показывает, что именно в Азии можно найти самые запредельные рубежи экстремального кино, и что самый страшный кошмар - это 15 лет в тюрьме, а потом оцепеневший зритель недоумевает, то ли это невероятно долгий срок, то ли, быть может, невыразимо короткое время пребывания в нигилистской пустоте, наколдованной Паком. "Что происходит после того, как ты отомстишь за себя?" спрашивает Дэ-Су. "Ручаюсь, скрытая боль вернется". Это кино, которое прижимает холодное лезвие клинка к вашему горлу. (Питер Брэдшоу, "The Guargian", 15.10.2004)
Однако по-прежнему остается вопрос - почему мне так сильно нравятся азиатские фильмы? И мне кажется, в основе своей ответ остается тем же, что был, когда я открыл для себя фильмы Джеки Чана, Джета Ли и Джона Ву. Я смотрю азиатские фильмы, чтобы увидеть то - будь это сцены действия, сюжеты, персонажи и т.п., - что я никогда, даже за миллион лет, не найду в голливудском фильме. Короче говоря, я люблю азиатское кино из-за таких фильмов как Old Boy. (Джейсон Мурхед, 3.07.2004, "Movie Reviews")
Здесь же режиссер избежал схемы, точнее - схематизма. Он создал прочную, основанную на хорошей драматургии конструкцию, в которую вместил по максимуму и восточной брутальной экзотики (чего стоит, скажем, эпизод, где вывалившийся на свободу О молча съедает четырех живых извивающихся осьминогов), и восточной же метафоричности, и совершенно европейской прагматичности повествования. (Екатерина Барабаш, "Независимая газета", #254 (3367), 22.11.2004)"Oldboy" знаменует вступление корейского кинематографа во всем его великолепии в новую эру. Чхан-Ук Паку удалось перевести его из ранга занятной экзотики в положение полноправного участника мирового кинопроцесса, срезом которого и является Каннский фестиваль. (Иван Яковлев, Кино-Правда.ком, 16.11.2004)Внимательный зритель обнаружит в этой ленте следы не только Дюма, но и знаменитого японского комикса и даже древнегреческой трагедии. Потому что "Oldboy" - не только и не столько картина о мести, а скорее -о судьбе, и даже о роке в его античном понимании. (Канал "Культура", 11.11.2004)
Квентин Тарантино посмотрел этот фильм и чуть не умер от зависти. Один из немногих фильмов, который можно и нужно рекомендовать к просмотру всем категориям зрителей - даже тем, кто на дух не переносит юго-восточное кино, не терпит насилия и не переваривает живых осьминогов. (Михаил Мюллер, "Premier", ноябрь 2004)
По сути, "Oldboy" - очень тонкое и абсолютно точное философское исследование о добре и зле, сдобренное к тому же необычайно сильным педагогическим эффектом. Подобно фигуркам старинного моралите, герои фильма наглядно объясняют зрителю круговорот греха и возмездия в этом мире: за каждое действие и просто случайно брошенное недоброе слово жди расплаты. (Ольга Феденкова, "Где", #43(86), 12-21 ноября)"Олдбой" - это чистой породы детектив, с положенными по жанру преступлением, следствием и непредсказуемой развязкой, куда менее канонической, чем будут ждать даже изощренные фантазеры. В кинотеатрах Южной Кореи "Олдбой" собрал сумму, в десять раз превысившую его бюджет, и был взят на заметку студией "Universal", уже запустившей американский римейк - он выйдет в 2006 году. (Кирилл Алехин, Известия.Ру, 17.11.2004)"Oldboy" словно высечен из одного куска, как восковая вудуистская куколка. Мерно пульсирующий ритм, вдохновенный саундтрек, совершенно неожиданная и свежая боевая хореография и гениальный Мин-Сик Цой в главной роли любого упрямца в кинозале возьмут за ноздри... (Антон Костылев, Газета.Ru, 16.11.2004)
Любителям "модного" кино "Олдбой" к просмотру обязателен.Игорь Даровский, KinoCult.Com