5 дек. 2007 г.

Контроль

Год выпуска: 2003
Страна: Венгрия
Жанр: Драма, Комедия
Продолжительность: 01:46:18
Перевод: Субтитры
 
Режиссер: Нимрод Антал
 
В ролях: Шандор Чаный, Золтан Мучи, Чаба Пиндрок, Шандор Бадар, Жолт Наги, Бенке Матяси, Гезо Сабо, Эстер Балла
 
Описание: Антал использует кинематографический потенциал кино на полную катушку. За весь фильм камера ни разу не поднимается на поверхность. Все освещение - только искусственное. Захватыващие дух съемки пустых станций, перронов, поездов создают соверщенно неповторимый образ этого подземного мира, уже потерявшего свою утилитарную ценность. Ведь мы - зрители - не верим, что люди, ездящие в метро, действительно хотят попасть из некоего пункта А в некий пункт Б. Все, что нас - вслед за героями фильма - интересует - так это только то, есть ли у них билет; и этот вопрос, постоянно повторяющийся, через какое-то время превращается в этакую вещь в себе, словно единственная цель появления людей в метро - быть спрошенными о наличии билета.
 
Замечательное достижение Антала - то, что он сумел в своем фильме совершенно органично - без натяжек и искусственности - создать своеобразное сочетание различных жанров и повествовательных планов. Фильм начинается как урбанистическая легенда, со всеми ее атрибутами - урбанизм (даже, я бы сказал, весьма преувеличенный урбанизм) - что может быть урбанистичнее городской транспортной системы, да еще и подземной; комические ситуации с типичными городскими freaks; черный юмор;некоторая доля мистики; странные и жестокие обычаи и традиции (присутствует и обязательный загадочный хранитель традиций); и, наконец - как же без нее - романтическая линия, завязывающаяся, конечно же, в вагоне поезда метро (привет Кортасару). Однако очередой городской сказкой дело не ограничивается. Антал превращает обитателей метро в фигуры мифологические, а само метро - в мифологическое пространство. Понятно, что это за пространство - "нижний мир" (скорее Гадес, нежели ад в европейской традиции). Он не первый, кто уподобляет спуск в метро - смерти, а выход на поверхность рождению (можно вспомнить, скажем, советский фильм "Мерзавец"); но у Антала мифологическая составляющая занимает намного больше места. Этот потусторонний мир имеет и своего загадочного властителя - страшного человека с родимым пятном в пол-лица; и обитателей - например, контролеров, которые - все как один - странные психопаты, не принадлежащие уже вполне к миру людей, или постоянных пассажиров, которые странны не меньше; есть и падший ангел, низвергнутый в подземелье за свои грехи - машинист Бела, в прошлом - что не зря подчеркивается в фильме! - машинист на обычной железной дороге, переведенный в метро после аварии.
 
И наконец, именно там обитает Смерть - как и положено Смерти, в плаще и капюшоне, настигающая людей внезапно и неотвратимо.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
mixazen@gmail.com
Бергман, Кустурица, Кидук, фон Триер, Бертолуччи, Трюффо, Джармуш, Феллини, а также лучшие образцы европейского, американского и российского артхауса.
Ochre FixSim_112007