Киношедевр от гениального Стенли Кубрика ставит перед нами
вопросы: Реально ли все то, что мы видим? Можем ли мы доверять увиденному? В
начале фильма, в сцене собеседования, все персонажи выглядят вполне спокойными.
Диалог во время собеседования словно перекликается с небольшим разговором на
космической станции в «Одиссее 2001». Мы знакомимся с Джеком Торренсом
(Николсон), незадачливым писателем, который согласился провести зиму в
изолированном от цивилизации отеле, наедине со своей женой и сыном. Джек
согласился на работу смотрителя в отеле «Оверлук», несмотря на холодящую кровь
историю, рассказанную работодателем. Дело в том, что предыдущий сторож убил
свою жену и двух дочерей, а затем покончил жизнь самоубийством. На все
предостережения Джек отвечал: «Вы можете быть уверены, г-н Ульман, что со мной
подобное не случится. А моя жена и подавно будет этим очарована. Она обожает
всякие истории про привидения и очень любит всякие киноужастики».
Никто из семейства Торренс не предвидел, что зима в отеле
превратится для них в кромешный ад. Жена Джека Вэнди (Шелли Дюваль) и их сын
Денни (Денни Ллойд) приехали в отель без каких-либо негативных предчувствий, с
одним лишь желанием подзаработать. Шеф-повар отеля Дик Хэллоран (Скэтмен
Крозерс) провел экскурсию по отелю, а также показал запасы продуктов,
разнообразие которых поразило новых жильцов. После того, как отель опустел,
семья принялась вести обычный образ жизни: Джек вооружился пишущей машинкой,
уселся в главном холле и принялся без устали барабанить по клавишам, а Вэнди и
Денни наслаждались сытой и обеспеченной жизнью, завтракали полезными для
здоровья зерновыми, играли в разные игры и смотрели телевизор день напролет.
Денни: В порядке ли его психика? У него есть воображаемый
друг по имени Тони, который говорит в нижнем регистре голоса Дэнни. Когда
Хеллоран остался наедине с Денни, то предупредил мальчика держаться подальше от
комнаты 237, в которой произошло убийство семьи бывшего смотрителя отеля, а
также говорит мальчику, что тот обладает «сиянием», даром читать мысли и видеть
прошлое и будущее. На что Денни говорит Дику, что Тони не готов говорить об
этом сейчас. Кто такой Тони? «Маленький мальчик, который
живет в моем рту».
Наличие Тони помогает Денни справляться с
психическими приступами, которые, в часности, вызывают страшные галлюцинации,
например видения кровавых пятен на закрытых дверях лифта в отеле. Также Денни
преследует видение двух девочек, одетых в практически одинаковые одежды.
Венди кажется спокойной и уравновешенной
женщиной, она составляет компанию Денни в его играх и старается подбодрить
Джека, несмотря на его грубый и вспыльчивый характер. Она старается сохранить
мягкость характера на протяжении всего повествования, даже когда Джек впадает в
неистовство.
Режиссер заключает персонажей в атмосферу
безумия и безысходности, где сверхъестественные силы жонглируют беспомощным
человеком, управляют его психикой, побуждают его на кровавые и бессмысленные
поступки. Отель, как место концентрации зловещей энергетики, заряженной
печальными и ужасающими событиями недавнего прошлого.
Стенли Кубрик в творческом дуэте с Джоном
Олкоттом, своим главным оператором, который снял три ленты великого режиссера,
смогли создать в картине тягучую атмосферу мистического мира, рожденного
больной фантазией главного героя. Невероятный Джек Николсон своей игрой
наполняет картину психиатрическим, животным безумием, нездоровой энергетикой,
которая заставит участиться пульс самого избалованного киногурмана. Сверхъестественные
способности мальчика, мрачные видения и слуховые галлюцинации позволяют
режиссеру уплотнить и без того мрачную атмосферу психологического триллера
мистическим саспенсом. Фильм обязателен к просмотру всем любителям кино.
Классика, неподвластная времени.