Кинокартина «Бразилия» имеет определенное сходство с романом
Джорджа Оруэлла «1984», так как пропитана утопическими взглядами на будущее и
прошлое человеческого общества. Реальность, в которой разворачивается действие киноленты,
напоминает привычную, однако она полна красок, механизмов и политических
взглядов, удивительных для человека сегодняшнего. Контроль общества является
монополией корпорации – гиганта, которая держит граждан в состоянии
непрекращающейся паранойи и ощущения тотального надзора. Полицейские наделены
безграничной властью и, в буквальном смысле слова, обрушиваются на головы инакомыслящих
прямиком с потолка их собственных квартир. Избиения и унижение человеческого
достоинства является узаконенной нормой. Мир безрадостен и сер.
Главным героем картины является Сэм Лаури (Джонатан Прайс),
кроткий, отчаявшийся ждать изменений маленький человек, который проводит свою
жизнь, работая дни напролет за компьютерным терминалом. Сэм знает, что его жизнь
лишена красок, однако он не видит выхода из сложившейся ситуации. Ему удается
бежать от мрачных будней только в своих снах, где он парит в вышине, вдалеке от
мирской суеты в поисках обворожительной женщины, которая взывает о помощи, то
появляясь, то исчезая, как прекрасный мираж. Однако жизнь главного героя круто
меняется, когда он оказывается втянутым в интригу, которая разворачивается
вокруг девушки из снов, внезапно оказавшейся реальной. Красавица из снов
увлекает Сэма в водоворот событий, которые заставляют его пойти наперекор
системе и пополнить ряды инакомыслящих. Не правда ли, напоминает развитие
сюжета в «1984» с некоторой разницей в подходе.
В то время, как мир в романе Оруэла слишком строг и суров,
реальность «Бразилии» кажется возвратом к психоделичным 1960-м, к анархическому
типу художественного мышления, где для того, чтобы что-то доказать необходимо
взорвать это. Еще одним важным отличием фильма «1984» от «Бразилии» является
весьма солидный бюджет последнего. Похоже, Терри Гилиам был освобожден от
каких-либо финансовых ограничений. Несмотря на то, что Universal Pictures не
выпускал картину в течение длительного времени, с бюджетом у ленты было все в
порядке. Создатели фильма щедро балуют зрителя сложными спецэффектами,
апокалиптическими сценами разрушения и завораживающими декорациями. Кажется,
любая фантазия режиссера, будь то самая смелая выдумка, воплощалась на экране с
завидной точностью.
Фильм наполнен многочисленными персонажами, которые
сплетаясь в причудливую паутину социальных связей, создают вязкую атмосферу
непрекращающегося психоделичного сна или видения, которая не покидает зрителя
до последних кадров. Финал картины ожидаем и логичен. Еще одна философская
притча с горьковатым привкусом безысходности.